Миасский центр стал региональной опорной площадкой по оказанию помощи детям с психоэмоциональными травмами

Миасский центр стал региональной опорной площадкой по оказанию помощи детям с психоэмоциональными травмами

Государственное казенное учреждение социального обслуживания "Миасский центр социального обслуживания " стало региональной опорной площадкой по реализации инновационного социального проекта по оказанию помощи детям с психоэмоциональными травмами, в том числе детям, возвращаемым из зон боевых действий, реализуемого Фондом поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Цель проекта: Повышение качества оказания помощи детям с психоэмоциональными травмами, в том числе детям, возвращаемым из зон боевых действий, посредством создания региональных опорных площадок.

Задачи проекта: 

  • 1. Создание региональной опорной площадки, оказывающей помощь детям с психоэмоциональными травмами, в том числе детям, возвращаемым из зон боевых действий, включая утверждение нормативных, методических, организационных документов и организацию межведомственного и внутриотраслевого взаимодействия органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, организаций, по оказанию помощи представителям целевой группы проекта.
  • 2. Информирование руководителей и специалистов учреждений социального обслуживания, других учреждений социальной сферы и представителей целевой группы об услугах, оказываемых региональной опорной площадкой.
  • 3. Обеспечение работы по формированию целевой группы.
  • 4. Оказание помощи детям в особых жизненных ситуациях, приводящих к психоэмоциональным травмам на основе:
  • - алгоритма оказания помощи детям с психоэмоциональными травмами;
  • - типового алгоритма работы по медицинской и социальной реабилитации, а также по социальной адаптации детей, возвращаемых из зон боевых действий;
  • - методических рекомендаций для специалистов, оказывающих помощь детям с психоэмоциональными травмами, возвращаемым из зон боевых действий.
  • 5. Повышение профессиональных компетенций руководителей и специалистов региональной опорной площадки.
  • 6. Представление результатов работы региональной опорной площадки по оказанию помощи детям с психоэмоциональной травмой профессиональному сообществу.

Создание региональной опорной площадки на базе Миасского центра социального обслуживания позволило своевременно и качественно оказывать помощь детям в особых жизненных ситуациях, приводящих к психоэмоциональным травмам, на территории Челябинской области за счет:

  • - внедрения современных социальных практик, технологий, методик (служба экстренной помощи детям с психоэмоциональной травмой, «зеленая комната», «сенсорная комната», психокоррекция творческим самовыражением (арт-терапия, музыкотерапия, игротерапия, психогимнастика), психокоррекция методами телесно – ориентированной психотерапии);

  • - выработки эффективного механизма межведомственного и внутриотраслевого взаимодействия органов власти различных уровней и организаций;

  • - внедрения технологии предоставления экстренной социально – психологической помощи командой квалифицированных специалистов;

  • - повышения квалификации психологов, специалистов по социальной работе и др.;

  • - организации информационной компании для работы с целевой аудиторией проекта;

  • - объединения ресурсов, помогающих специалистов;

  • - организации социального сопровождения семей с детьми с психоэмоциональными травмами.

В рамках проекта планируется решить проблему доступности, оперативности и повышение качества предоставления помощи детям с психоэмоциональными травмами, ее пролонгированности.

Социальные практики, технологии, методики, подлежащие внедрению в рамках проекта, в том числе с использованием современного оборудования:

  • - Алгоритм оказания помощи детям с психоэмоциональными травмами;

  • - Типовой алгоритм работы по медицинской и социальной реабилитации, а также по социальной адаптации детей, возвращаемых из зон боевых действий;

  • - Индивидуальные, семейно-родственные, групповые программы социальной реабилитации и социальной адаптации детей с психоэмоциональными травмами;

  • - Психокоррекционные методы: психокоррекция творческим самовыражением (арт-терапия, музыкотерапия, игротерапия, психогимнастика), психокоррекция методами телесно – ориентированной психотерапии.

Организации, участвующие в реализации мероприятий проекта:

  • - Муниципальное казенное учреждение «Комплексный центр социального обслуживания населения» Миасского городского округа Челябинской области» (МКУ КЦСОН) - исполнитель проекта;

  • - Управление социальной защиты населения Администрации Миасского городского округа (УСЗН АМГО) – распорядитель средств МКУ КЦСОН – участник;

  • - Отдел опеки и попечительства УСЗН АМГО – участник;

  • - Государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Областной психоневрологический диспансер» (ГБУЗ ОПНД) - участник;

  •  - Администрация Миасского городского округа Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав (АМГО КДН) – участник;

  •  - Государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Городская детская поликлиника г. Миасс» - участник;

  •   - Муниципальное казенное учреждение Миасского городского округа "Центр психолого- 

  •   - Педагогической, медицинской и социальной помощи» (МКУ МГО ПМПК) – участник;

  • - Челябинский областной центр социальной защиты «Семья» (ЧОЦСЗ «Семья»)- участник;

  • - Управление образования Администрации Миасского городского округа (Управление образования АМГО) – участник;

  • - Муниципальное казенное учреждение «Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей, «Алые паруса» Миасского городского округа Челябинской области (МКУ ЦПД «Алые паруса»)

  • - Муниципальное казенное учреждение «Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей, «Радуга» Миасского городского округа Челябинской области (МКУ ЦПД «Радуга»)

  • - Муниципальное казенное учреждение социального обслуживания «Социально реабилитационный центр для несовершеннолетних» (МКУСО «Центр»)

  • - Храм в честь образа Божией Матери «Достойно есть» - участник;

  • - Мусульманская община г.Миасса –участник

  • - Миасская городская общественная организация помощи беременным женщинам с новорожденными детьми «Твоя надежда» - участник.

Органы власти, участвующие в работе по оказанию комплексной помощи детям, вывезенным из зон боевых действий:

  • - Первый заместитель Губернатора Челябинской области И.А.Гехт;

  • - Начальник отдела по обеспечению деятельности межведомственной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при Правительстве Челябинской области Т.А.Филимонова;

  • - Главное управление Министерства внутренних дел России по Челябинской области отдел организации деятельности подразделений по делам несовершеннослетних;

  • - Министр социальных отношений Челябинской области И.В Буторина;

  • - Министерство социальных отношений Челябинской области;

  • - Министерство здравоохранения Челябинской области;

  • - Министерство образования и науки Челябинской области;

  • - Уполномоченный по правам ребенка Челябинской области Е.В Майорова

  • - Федеральная служба безопасности России по Челябинской области в г. Миассе

Ожидаемые изменения по результатам реализации проекта:

1.   Создание региональной опорной площадки, оказывающей помощь детям с психоэмоциональными травмами, в том числе детям, возвращаемым из зон боевых действий, позволяет обеспечить качество, оперативность и доступность получения социально – психологических, социально - правовых и других услуг, благодаря межотраслевому и внутриотраслевому взаимодействию структур Челябинской области.

2.   Внедрение социальных практик, технологий, методик, в том числе: службы экстренной помощи детям с психоэмоциональной травмой; «зеленая комната», «сенсорная комната» позволит обеспечивать своевременное, качественное предоставление социально – психологических услуг целевой группе. 

3.   Повышение профессиональной компетентности психологов, специалистов по социальной работе, позволит на новом уровне качества оказывать помощь детям с психоэмоциональными травмами, а также транслировать полученные знания и умения специалистам территорий Челябинской области, организовывая семинары/тренинги, веб-лектории.

4.   Внутриотраслевое взаимодействие со специалистами системы социальной защиты Челябинской области с трансляцией полученных новых знаний, умений и обменом опытом работы по оказанию помощи детям с психоэмоциональными травмами, открывает перспективу повышения качества предоставления помощи детям целевой группы на территории Челябинской области.

5.   Работа с семьей и детьми целевой группы позволит профилактировать вторичное сиротство в замещающих семьях и кризисы в кровных семьях.

Диагностические методики, применяемые при работе со взрослыми целевой группы:

1. Опросник САН (самочувствие, активность, настроение) разработан В.А. Доскиным, Н.А. Лаврентьевой, В.Б. Шарай и М.П. Мирошниковым и предназначен для оперативной оценки психоэмоционального состояния взрослого человека на момент обследования.

2. Тесты Люшера для выявления степени раздражения, степени усталости, степени нервного напряжения.

3.  «Семейная социограмма» - выявление внутрисемейных проблем во взаимоотношениях.

4. «Стратегии воспитания».

5. «Семейное пространство»

Психокоррекционная работа: Используемые методики:

- Холистическая психотерапия - это вид разговорной терапии, наиболее эффективный в работе со взрослыми.

- Дополнительные методы: ароматерапия, работа с дыханием, арт-терапия, визуализация, упражнения и драматизация.

Диагностические методики, применяемые при работе с детьми целевой группы:

1. «САТ-Н». Методика выявляет реальное состояние ребенка (эмоциональное, аффективное, мотивационное) через его ответы. Основная цель тестирования – раскрытие отношений между ребенком и окружающими его людьми (родителями) в наиболее важных или травматичных для ребенка жизненных ситуациях.

2. Рисуночный тест Сильвер Арт-терапевтическая методика позволяет оценить пространственное мышление, творческие способности, эмоциональное состояние и отношение к себе и другим. Этот тест особенно ярко выявляет факт насиялия над ребенком.

3. Тест тревожности Тэммл, Дорки, Амен. Методика используется для исследования тревожности ребенка по отношению к ряду типичных для него жизненных ситуаций общения с другими людьми. Определение степени тревожности раскрывает внутреннее отношение ребенка к определенной ситуации, дает косвенную информацию о характере взаимоотношений ребенка со сверстниками и взрослыми.

4. Методика «Несуществующее животное». Методика изучает личностные особенности ребенка (взрослого): уровень его активности, самооценку, уровень тревожности, наличие страхов, уверенность в своем положении, агрессивные тенденции нападающего или оборонительного характера.

5. Методика «Человек и человек под дождем». Методика выявляет реальное состояние ребенка (эмоциональное, аффективное, мотивационное) через его ответы.

Методы психокоррекционной работы с детьми целевой группы:

1. Из Гештальт терапии - метод незавершенных ситуаций, когда разрешение травмы проходит в процессе завершения ситуаций, в частности, завершения таких переживаний, как горе, утрата, обида, разочарование, гнев, возмущение. Работа с травмой в гештальт терапии затрагивает эмоциональный уровень саморегуляции, а ее методы позволяют проработать эмоциональные аспекты травмы, прожить целостный цикл травматического опыта.

2. Метафорические ассоциативные карты - это метод креативного мышления, при котором используются абстрактные символы, образы и идеи, чтобы понять и изучить сложные темы. Эта техника задействует фантазию и вызывает неподдельный интерес, а потому облегчает процесс общения между психологом и ребенком.

3.Арт терапия - это исцеление творчеством, данная методика позволяет установить связь между подсознанием и сознательной частью психики.

4. Песочная терапия – метод невербальной творческой коммуникации.

Для ребёнка это привлекательная и уникальная возможность общения, когда можно свободно выражать свои чувства и мысли, не прибегая к помощи слов.

5. Методы визуализации – в основе метода визуализации лежит явление погружения, т.е. ребенок подвергается интенсивному воздействию пугающего фактора, мысленно находящегося на некотором расстоянии.

6. Метод использования утяжеленных одеял, так называемый «эффект крепких объятий», который оказывает такое одеяло, помогает уменьшить тревогу, нервное напряжение, снизить уровень стресса.

Мероприятия по ресоциализации детей с психоэмоциональными травмами:

Специалистами по социальной работе, инструктором по адаптивной физкультуре проводятся индивидуальные, парные и групповые занятия: адаптивная физкультура, творческая мастерская, кулинарная школа. Проведены мероприятия с привлечением благотворителей, волонтеров: День Знаний, Новый год, День защиты детей. Организованы и проведены: туристический слет, экскурсия с мастер-классом по лепке пельменей в Музей пельменя, посещение занятий по лепке из глины. Проведенные мероприятия способствовали развитию/ восстановлению коммуникативной сферы детей: - эмпатические чувства, желание оказывать друг другу эмоциональную и физическую поддержку; - формирование мотивации к общению и развитие коммуникативных навыков; - преодоление негативных эмоций по отношению к сверстникам (агрессивность).

Основные результаты реализации проекта

 Материально - техническая база: проведены аукционные закупки мебели и оборудования. Созданы и оснащены новые рабочие кабинеты: «сенсорная комната» и «зеленая комната». Оборудование рабочей зоны и зоны релаксации, обновление мебели, оснащение новыми, современными материалами для работы выполнили в полном объеме поставленные задачи: гармонизация эмоционально волевой сферы детей: - снятие психоэмоционального напряжения; - саморегуляция и самоконтроль; - умение управлять своим телом, дыханием; - умение передавать свои ощущения в речи; - умение расслабляться, освобождаться от напряжения; - формирование представлений о положительных и отрицательных эмоциях; - уверенность в себе.

Теоретическая база: повышение профессиональных компетенций: психолог – курсы повышения профессиональных компетенций; директор, заместитель директора, заведующий отделением, психолог, три специалиста по социальной работе - участие в вебинарах, самообразование. Обмен, полученной информацией, новыми знаниями с коллегами с целью повышения качества предоставления социально – психологических услуг.

Информационная база: сайт, социальные сети, СМИ:

опубликовано 3 статьи:

-в социальной сети «В Контакте»

-на городском сайте Миасс - ньюс

-на официальном сайте МКУ КЦСОН

-1 видеоролик в социальной сети «В Контакте»

-Сайт «Первый областной»

-Сайт Министерства социальных отношений Челябинской области 

-Сайт «Миасский рабочий».

написание информационных писем (социальным учреждениям области) – 100 единиц. Соглашение о взаимодействии в интересах детей целевой группы с 4 единицы.

Количественные результаты по работе с целевой группой Проекта: выявлено 40 детей, проведена диагностическая работа с 40 детьми, коррекционная работа проводится с 40 детьми, три семьи получили помощь: временное жилье в Приюте для женщин, находящихся в трудной жизненной ситуации «Твоя Надежда», оказывается консультативная помощь юриста Миасского центра социального обслуживания, посещают встречи – беседы о семейных ценностях, о смысле жизни с православными священниками Храма в честь образа Божией матери «Достойно есть» (добровольное согласие); четыре семьи с детьми с ограниченными возможностями здоровья взяты на социальное сопровождение, зачислены в отделение дневного пребывания для семей с детьми с ОВЗ, посещают встречи – беседы о семейных ценностях, о смысле жизни с имамом Ахмадом Хасаняновым (добровольное согласие);  Качественные показатели: 100 % детей – стабилизация эмоционального состояния, повышение уровня социальной активности - 27% детей (активное участие в творческих мастер-классах и праздниках «Новый год», «День защиты детей»).

Привлечение средств от благотворителей: руководителям предприятий города, индивидуальным предпринимателям, в преддверии праздничных дат, направлены письма об осуществлении учреждением Проекта при финансовой поддержке Фонда (с разъяснениями о деятельности Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации) и предложением «подарить праздник» детям с психоэмоциональными травмами: все дети, получающие социальные услуги в рамках реализации проекта, а также дети «группы риска» получили подарки на День знаний, новогодние подарки и подарки на День защиты детей.

На базе Государственного учреждения социального обслуживания имеется ПУНКТ ПРОКАТА - оборудование для семей, воспитывающих детей с инвалидностью (в рамках реализации Комплекса мер "СЧАСТЛИВЫ ВМЕСТЕ" Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации). (открыть)

28.09.2023